Hunter GSP9700: балансировочный станок или нечто большее?

Михаил Кофман

Вот уже более 50 лет фирма Hunter сфокусирована на создании оборудования, которое помогает не только быстро и эффективно регулировать положение колеса автомобиля, но и полностью устранять его дисбаланс.

В недавней статье мы рассказывали о стенде для контроля и регулирования углов установки колёс Hawkeye Elite от компании Hunter Engineering.

Сегодня речь пойдёт о балансировочном станке Hunter GSP9700, инструменте для определения и устранения дисбаланса колеса.

Признаюсь, вначале меня не впечатлило данное оборудование так сильно, как это произошло с серией стендов Hawkeye, однако, углубившись во все нюансы станка, пришло понимание того, что это действительно работает, а не очередная маркетинговая «фишка», служащая для увеличения конечной стоимости продукта. Надо признать, что оборудование Hunter Engineering не дешёвое, но оно позволяет "отбить" вложенные в него деньги максимальной загрузкой рабочего места. А произойдёт это потому, что результат выльется в лучшую управляемость, на которую способен автомобиль.

Лучшая управляемость обрадует владельца машины, он расскажет об этом другим и через некоторое время стенд полностью окупится. Мне понравилась ориентация фирмы на конечного клиента, на появление улыбки на его лице, когда он выезжает из сервиса, где обслуживался на оборудовании Hunter и действительно почувствовал результат.

Однако, переложив высокие технологии бренда на российскую действительность с преобладанием «жигулей» с тракторными двигателями, «стоящими» на стальных штампованных дисках максимум «14-го радиуса» и их хозяевами, заботящимися лишь о том, чтобы авто хоть как-то ехало, мне стало немного грустно. Потому что такие стенды будут пользоваться спросом у клиентов с явно недешёвыми автомобилями и такими же колёсами, для которых удовольствие от вождения и комфорта пассажиров, а также вытекающей отсюда безопасностью, стоит на первом месте. К сожалению, в России мало таких людей, как и мало ровных дорог. Но сейчас не об этом.

Как упоминалось выше, станок GSP9700 действительно обладает множеством функций, направленных на устранение дисбаланса колеса, превращая его в многофункциональный «инструмент» для современной станции технического обслуживания автомобилей.

hunterГлавным отличием от традиционных балансировочных станков является наличие крупного прижимного ролика, имитирующего дорожное воздействие на колесо (нагружает массой до 635 кг).

Благодаря этому, помимо функции балансировки, стенд может определять радиальные и боковые силы, действующие на колесо и вытекающие из этого вибрацию и боковой увод шин, а кроме того даёт рекомендации и точную последовательность действий по ремонту, с указанием дефектных точек на колесе.

Этот станок обладает следующими возможностями:

- выявляет любую радиальную вибрацию колеса, которая может возникнуть в результате следующих проблем: неоднородность каркаса шины (свойственно шинам отечественного производства), биение шины и диска (для диска возможно и без снятия покрышки), неправильная установка колеса на станок или плохая посадка покрышки на диске;
hunter- определяет силу бокового воздействия на шину и предлагает оптимальный вариант установки всех колёс на автомобиль для снижения увода или его полного устранения (что не может сделать стенд сход-развала);

- нестандартная технология балансировки колеса экономит на количестве грузов (более 30%), устанавливаемых на колесо;

- благодаря прижимному диску, существует возможность измерения вибрации на колесе и перемещения шины относительно диска для её удаления (получаем настройки, которые задаются заводом изготовителем автомобиля);

- выводит на экран пошаговые инструкции по устранению дисбаланса; Остановимся подробнее на технических аспектах, реализуемых в оборудовании. Но вначале рассмотрим удобство работы оператора, а точнее то, как стенд помогает быстро и точно определить и устранить дисбаланс колеса.

Итак, GSP9700 имеет следующие преимущества по сравнению с классическим балансировочным станком:

- имеет пневматический лифт-подъёмник для установки и снятия тестируемого колеса, массой до 85 кг (при опускании кожуха автоматически отводится от колеса, если это забыл сделать оператор); 


hunter

- закрепление колеса на валу осуществляется при помощи пневматического зажима, который через регулируемый переходник прижимает испытуемый колёсный диск к плоскости посредством крепёжных отверстий, а не с помощью центральной гайки с конусным адаптером (программа позволяет проверить центровку колеса);

- стенд имеет два измерительных рычага, посредством которых можно вводить данные по диску, прислонив их к контролируемым местам, автоматически получать информацию о типе груза (набивной – если рычаг контактирует с ребордами, приклеиваемый – если рычаг касается внутренней поверхности обода), который необходимо разместить на указанном месте, а также измеряют боковое и радиальное биение диска с покрышкой и без неё;

- точно указывает место установки груза, благодаря лазерному указателю (доступна опциональная стойка для повышения точности установки набивных грузов) и автоматически стопорит колесо напротив него;

- может застопорить колесо в любом положении нажатием кнопки или лёгким толчком за диск;

- автоматически определяет место для размещения приклеивающихся грузов в «невидимую» зону (за спицами колеса);

- позволяет подкачать колесо до необходимого давления;

- выводит точную последовательность действий, в том числе и при ремонте.

huhter hunter

Большой интерес вызывает технология SmartWeight, позволяющая экономить и устанавливать меньшее количество грузов, а также производить балансировку быстрее обычного (требуется меньше оборотов колеса).

Для того чтобы понять как это работает надо разобраться с силами, действующими на колесо при вращении и вызывающими его дисбаланс. Существует всего два влияющих фактора: статические силы и парные. Первые силы заставляют колесо подпрыгивать, а вторые приводят к так называемому эффекту «вобблинга» («расколбас», виляние в продольной плоскости колеса). Наибольшее влияние на комфорт водителя и пассажиров (вибронагруженность рулевого колеса и деталей подвески, а как следствие, их быстрейший износ и ухудшение обработки неровностей) оказывают статические силы, но существующая с 70-х годов технология балансировки, рассчитывает суммарное воздействие парных и статических сил (которое может превышать одни статические силы в пять раз) и предлагает нашпиговать колесо бесполезным количеством свинца.

В Hunter предложили отказаться от устаревшего метода и запатентовали новую технологию «умный груз» (SmartWeight). Система рассчитывает парные и статические силы, действующие на колесо, вычисляя разницу с допусками по каждому параметру, и выдаёт результат о необходимости регулировки или сообщает, что показания находятся в пределах допуска. Дело в том, что допуск на парные силы значительно превышает допуск статических сил и часто решить проблему можно компенсацией именно «статики» - вот где выходит экономия в грузах.

hunter

Кто-то может сказать о так называемой «нулевой балансировке», однако такой метод может не решить проблему вибрации на руле, которая возникает по другим причинам. И здесь хочется рассказать о ещё одном «умном» устройстве компании, о котором упоминалось выше.

hunterСистема Road Force Measurement – это прижимной роллер, выявляющий дисбаланс и радиальную вибрацию. Отличительной особенностью является то, что диск позволяет обследовать всю поверхность шины, контактирующую с дорожным полотном.

Диск имеет не идеальную геометрию, а шина неоднородно упруга во всех точках, что может стать причиной появления небольшого дисбаланса, который можно устранить, совместив точку высокой неоднородности шины (широкий участок с большим количеством резины) и самую большую впадину на диске.

Сначала система прокатывает колесо и проверяет, укладываются ли показатели дисбаланса в допуски. Если нет, то следующим шагом с участием оператора рычагами проверяется биение диска (возможно без снятия покрышки) и программа выдаёт пошаговые инструкции о смещении шины относительно диска для достижения наилучшего эффекта плавности хода.

Кроме вышеописанного инструмента, система регистрирует также возникающие боковые силы для минимизации увода автомобиля. Речь идёт не об углах установки колёс, а об их конусности, в результате чего автомобиль может начать дрейфовать. Программа позволяет выяснить наиболее оптимальные места установки комплекта колёс на испытуемый автомобиль, в результате чего увод из-за разной величины боковых сил колёс, исключается.

Таким образом, при оснащении мастерской стендами балансировки серии GSP (9200, 9600, 9700) и регулировки углов установки колёс Hawkeye или Hawkeye Elite от компании Hunter позволит максимально приблизить параметры колеса автомобиля к заводским настройкам. Кстати, такими же современными технологиями пользуются автопроизводители по всему миру.

Пару слов об инсталляции стендов. Компания Hunter требует квалифицированной установки своей продукции, ведь только так можно достичь высокой точности измерений. Что касается станка GSP9700, то для работы ему понадобится сжатый воздух (7-12 бар), бытовая электросеть (230В, 20 А, 50 Гц), а его вес составляет 307 кг.

В заключение для наглядности предлагаю посмотреть видеоролики, посвящённые станку GSP9700:


Проверка обода на биение:



Источник

Возврат к списку